Жестокое обращение с ребенком

Согласно Семейному Кодексу РФ, одно из основных прав ребенка — право на заботу родителей и уважение его человеческого достоинства. Но реализовать это право может не каждый несовершеннолетний. Есть немало семей, где практикуется жестокое обращение с ребенком.

Это:

Пренебрежение основными нуждами (моральная жестокость)

— отсутствие заботы, недобросовестное выполнение родительских обязанностей и должного обеспечения ребенка пищей, одеждой, жильем, воспитанием, образованием, медицинской помощью.

Психологическое (эмоциональное) насилие — психологическое воздействие, подавляющее личность, творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера, нарушению психического развития.

Физическое насилие — нанесение различных телесных травм и повреждений, повлекших ущерб здоровью и нормальному физическому развитию или приведших к лишению жизни ребенка.

Сексуальное насилие(совращение) — насильственные действия сексуального характера со стороны старшего по возрасту несовершеннолетнего или совершеннолетнего. Причины такого отношения к детям могут быть различными: родители психически не здоровы, имеют болезненные привязанности (алкоголизм, наркомания и т.п.) или преступные наклонности. В такой семье ребенку оставаться категорически нельзя, потому что для него возникает серьезная угроза не только здоровью, но и жизни. Несовершеннолетнего необходимо, прежде всего, изъять из  такой семьи, а к родителям, необходимо применить меры уголовного наказания или изоляции.

Но в большинстве случаев помочь ребенку реализовать свое право на заботу и уважение со стороны близких родственников не только можно, но и нужно.

Это семьи, где родители:

  • имеют нарушение в привязанности к ребенку, которое часто бывает у бывших воспитанников интернатных учреждений;
  • неопытны, не имеют навыков воспитания и ухода за ребенком, например у несовершеннолетних матерей;
  • находятся в постоянном стрессе из-за безработицы, отсутствия жилья, недостатка финансов и т.п., поэтому не могут эмоционально правильно обращаться с детьми и должным образом ухаживать за ними;
  • допускают жестокое обращение и чрезмерно строгое наказание в силу сложившихся семейных традиций, как образец правильного воспитания;
  • злоупотребляют спиртными напитками, вследствие чего пренебрегают нуждами ребенка или жестоко к нему относятся.

Такие родители нарушают процесс нормального развития и социализации ребенка, воспитывают у него недоверие к миру и людям, толкают в преступные группировки, прививают вредные зависимости.

Оказать квалифицированную помощь таким детям могут специалисты, работающие в Отделах (секторах) опеки и попечительства муниципалитетов внутригородского муниципального образования в городе Москве или в Центрах социальной помощи семье и детям по месту жительства или обнаружения ребенка.

Если вы знаете семью, где ребенок лишен родительской заботы и любви, практикуется жестокость и насилие, обратитесь именно к этим специалистам.
Но вначале необходимо знать формы жесткого обращения с ребенком и его признаки.

Формы пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • отсутствие необходимых условий проживания, соответствующего возрасту и состоянию здоровья ребенка питания, подходящей сезонной одежды и обуви;
  • оставление ребенка без присмотра (безнадзорность);
  • недостаток или отсутствие медицинской помощи, гигиены, охраны здоровья, внимания, защиты, заботы;
  • не обеспечение получения ребенком адекватного образования.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • недостаточный вес и рост, плохая гигиена кожи, зубов;
  • ребенок одет не по сезону, неопрятно;
  • непосещение или прогул школы;
  • попрошайничество, воровство пищи;
  • повышенная утомляемость, апатичность;
  • приход в школу очень рано, уход слишком поздно.

Последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

У детей дошкольного возраста:

  • неопрятность, частые заболевания;
  • маленький вес, низкий рост, задержка развития речи;
  • эмоциональная незрелость, неразборчивое дружелюбие;
  • агрессивность, дефекты концентрации внимания.

У детей младшего школьного возраста:

  • неопрятность, частые заболевания;
  • деструктивное поведение, гиперактивность, агрессивность;
  • неуверенность в себе, склонность к уединению;
  • трудности в обучении, концентрации внимания.

У подростков:

  • деструктивное поведение, употребление алкоголя и т.п.;
  • частые заболевания, задержка полового развития;
  • отставание в весе и росте или, наоборот, ожирение;
  • низкая способность к обучению, пропуски занятий.

Основные виды психологического насилия:

  • предъявление необоснованных обвинений;
  • негативная оценка с акцентом на недостатки;
  • требования, не соответствующие возрасту ребенка;
  • нанесение вреда людям и животным при ребенке;
  • отвержение ребенка, принуждение его к одиночеству;
  • обман ребенка, когда он теряет доверие к взрослым;
  • угрозы, запугивание;
  • оскорбления, крики, унижения. 

Последствия психологического насилия:

У детей дошкольного возраста:

  • беспокойная привязанность;
  • страхи, фобии, чувство вины, стыда;
  • пониженное эмоционально-волевое развитие;
  • задержка физического и умственного развития;
  • сосание пальцев, вырывание волос, раскачивание.

У детей младшего школьного возраста:

  • неуспеваемость в школе;
  • эмоциональная незрелость;
  • низкая самооценка;
  • агрессивность;
  • противоречивый стиль поведения.

У детей подросткового возраста:

  • неуспеваемость в школе;
  • депрессии, фобии;
  • нарушение самосознания;
  • дисгармония в отношениях со сверстниками;
  • тревожное восприятие (ожидание) одиночества;
  • вспышки гнева, ярости;
  • упрямство, драчливость;
  • поступки, противоречащие нормам социального поведения (девиантное поведение).

Основные виды физического насилия:

  • заточение с лишением еды и питья;
  • прижигания, удушение, утопление;
  • лишение теплой одежды (выставление на мороз);
  • принуждение к употреблению алкоголя, наркотиков;
  • подзатыльники, шлепки, пощечины, порка, избиение.

 Признаками физического насилия может быть наличие:

  • ожогов, обморожений, травм головы;
  • следов телесного наказания на ягодицах, спине;
  • царапин, рубцов, ушибов различных частей тела;
  • внутренних травм в результате ударов по животу.

 Последствия физического насилия:

У детей дошкольного возраста:

  • страхи, беспокойство;
  • задержка психического развития;
  • раскачивание, сосание пальца, вырывание волос;
  • чувство беспомощности, отсутствие сопротивления.

У детей младшего школьного возраста:

  • страхи, беспокойство, эмоциональная неустойчивость;
  • заторможенность, низкая самооценка;
  • нарушение познавательной деятельности;
  • противоположные (амбивалентные) чувства к взрослым.

У подростков:

  • низкая самооценка, нарушение межличностных отношений;
  • неуспеваемость в школе;
  • склонность к самоубийству, самоповреждению;
  • поступки, противоречащие нормам социального поведения (девиантное поведение);
  • посттравматическое стрессовое расстройство (серьезное потрясение от травмирующих событий).

Основные виды сексуального насилия:

  • подглядывание за ребенком;
  • мастурбация в присутствии ребенка;
  • прикосновение к интимным частям тела ребенка;
  • демонстрация половых органов (эксгибиционизм);
  • сексуальные высказывания в присутствии ребенка;
  • изнасилование, принуждение заниматься проституцией;
  • рассматривание с ребенком порнофильмов, снимков.

 Последствия сексуального насилия:

У детей дошкольного возраста:

  • самообвинения;
  • рассеянное внимание;
  • ночные кошмары, страхи;
  • замкнутость, подавленность, пугливость;
  • раскачивание, сосание пальца, вырывание волос;
  • отставание в речевом и интеллектуальном развитии;
  • чрезмерное кокетство, сексуализированное поведение.

У детей младшего школьного возраста:

  • страхи, фобии, нарушение доверия к миру;
  • низкая самооценка;
  • школьная неуспеваемость;
  • чрезмерное кокетство, сексуализированное поведение;
  • диапазон поведения от вседозволенности до регрессии;
  • посттравматическое стрессовое расстройство (серьезное потрясение от травмирующих событий).

У подростков:

  • побеги из дома, суицидальные попытки и мысли;
  • употребление наркотиков, алкоголя;
  • фобии, депрессии, низкая самооценка;
  • проституция, беспорядочные половые связи;
  • посттравматическое стрессовое расстройство (серьезное потрясение от травмирующих событий).

ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ

Когда в семье практикуют жестокое обращение, то перед ребенком есть два пути: не жаловаться или рассказать о происходящем взрослому, который может ему помочь. Как правило, ребенок молчит, из-за боязни наказания. Но, если он сделал этот трудный выбор, то прежде чем обратиться к специалистам выше указанных учреждений, самостоятельно оцените степень тяжести нанесенного ребенку вреда и, при необходимости, обратитесь в соответствующие органы:

В случаях, когда ребенку нанесены телесные повреждения или психическая травма, срочно обратитесь в «Скорую медицинскую помощь» по номеру«03».

Если ребенок стал жертвой или вовлекается в совершение преступления, антиобщественных действий, бродяжничает, попрошайничает или дальнейшее пребывание в семье становится опасным для его жизни и здоровья, необходимо обратиться в Органы милиции по номеру «02».

Если ребенок стал сиротой либо остался без родительского попечения или в семье с ним очень жестоко обращаются, следует обратиться в Отдел (сектор) опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования в городе Москве, где проживает или обнаружен ребенок. Адреса и телефоны отделов (секторов) опеки и попечительства указаны в конце брошюры в разделе «Справочная информация».

 Помните! В Конвенции о правах ребенка сказано:

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных представителей (опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей) или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Скрывать случаи жестокого обращения с ребенком — значит нарушать его права и интересы.

Выслушайте его!

Внимательно, спокойно и терпеливо разделите его горе.
Дайте понять ребенку, что понимаете всю тяжесть его страдания и переживаний.

Поверьте ему!

Ребенок не будет лгать об издевательствах, особенно если его рассказ очень эмоционален и с подробностями.

Не осуждайте его!

Даже, если, по мнению взрослого, жестокость была спровоцирована самим несовершеннолетним, ребенок не виноват в том, что с ним произошло, ведь насилие совершил другой человек. Ребенку будет еще больнее, если на него возлагается вина за случившееся.

Не преуменьшайте его боли!

Ребенок, над которым совершено насилие, очень переживает, когда говорят, что «не случилось ничего страшного и все пройдет…» Если он не встретит полного понимания, то это может нанести ребенку еще более глубокую рану, чем сама жестокость.

Помогите обратиться ребенку к специалисту!

Ему необходимо встретиться с квалифицированными психологами

и социальными педагогами в одном из учреждений:

  • в Отделе (секторе) опеки и попечительства в г.Волгодонска;
  • в Центрах социальной помощи семье и детям;
  • в образовательном учреждении, которое посещает ребенок;
  • в других учреждениях и организациях, оказывающих психологическую и педагогическую помощь.

Возьмите за руку ребенка, оказавшегося в беде, и не отпускайте её, пока не убедитесь, что он получил необходимую помощь!

Материал подготовила педагог-психолог Варламова Э.Ю.

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>