Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культуры

Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке детский сад несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач педагога, воспитателя по физической культуре, администрации ДОУ.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций по проведению занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация воспитанников.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм педагогов. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям воспитанников без прохождения врачебного осмотра, невыполнение педагогом и воспитанниками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов. У девочек меньше травм, чем у мальчиков. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше воспитанник и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

В детском саду резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от педагога возрастающего внимания за ходом занятия, на правильное поведение на занятии, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда воспитанники затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее. Дети устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством — это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку — в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

  • к занятиям допускаются воспитанники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:воспитанники должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  • убрать все посторонние и выступающие предметы;
  • проверить чистоту пола;
  • наличие освещения и вентиляции в зале;
  • убедиться в исправности инвентаря;
  • проветрить помещение;
  • проверить  температурный режим в зале;
  • проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  • перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  • начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  • занятие должно быть организовано согласно плана — конспекта занятия;
  • необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  • в конце занятия провести заминку;
  • учить воспитанников правильному и безопасному выполнению упражнений;
  • осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
  • по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности воспитанников;
  • не оставлять детей без присмотра во время занятия;
  • чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  • вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
  • уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  • при плохом самочувствии освободить воспитанника от занятия;
  • не допускать входа и выхода в зал без разрешения педагога до, во время, и после занятий;
  • требовать от воспитанников прекращения выполнения упражнений по первому сигналу педагога;
  • в процессе занятий и игр воспитанники обязаны соблюдать правила занятий и игр;
  • избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
  • при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;
  • при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации ДОУ, а воспитанников вывести в безопасное место;
  • при получении воспитанником травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации ДОУ и родителям;
  • после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
  • проводить детей в группу.

 Сформулируем следующие правила: 

  1. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
  2. Врачебный контроль.
  3. Правила личной гигиены.
  4. Качественная разминка и разогрев мышц.
  5. Правильное выполнение техники движений.
  6. Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
  7. Баланс между силой и гибкостью.
  8. Соблюдение методических принципов.
  9. Квалификация педагога.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали детей, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>