Развитие речи младших дошкольников

Тема «Развитие речи младших дошкольников»
«Раз-словечко, два -словечко».

Подготовили: воспитатели группа № 4 «Теремок» Лисовая Н.В. Чуплакова Г.А.

«Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей»

Зачем нужна речь? Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.

Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1200 слов Он употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги — за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. (с папой; на стул)

Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять» Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный);

Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда).

Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: кошка — кошечка; заяц — зайчик, и т.д.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик правильно употребляются падежные окончания Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

Методика развития словаря у детей второй младшей группы ДОУ

  • Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их названием Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме Цель: Расширение объема словаря
  • Демонстрация действий предмета с их названием

Цель: Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете Пример (Мяч лежит, если толкнуть ,он покатится, упадет, запрыгает)

  • Обследование взрослым предмета с названием его качеств

Цель: Расширение объема словаря прилагательных , формирование представление о предмете Пример( Это яблоко. По цвету зеленое, большое, сладкое и т.д )

  • Дидактические игры

Д/и  «Чудесный мешочек» Цель: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов (Мешочек с мелкими игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе)

Д/И «Назови одним словом» Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания

Д/И «Чего не стало?» Цель: Расширение Объема словаря, развитие зрительной памяти

Д/И «Угадай по описанию» Цель Расширение объема словаря, развитие зрительного, слухового внимание Пример

Игра «Что бывает?» Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: Что бывает красным ( круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным , легким и т. д )

Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми.

Развивать речь детей помогает и связь с другими видами деятельности, которые помогают научить детей использовать речь для объяснения условий, принятия решений, выхода из различных ситуаций, анализа полученных результатов.

  • Много читаем
  • Пересказываем сказки с помощью вопросов взрослого
  • Развивать мелкую моторику, играем.
  • Используем наглядное моделирование.
  • Наглядное пособие по развитию речи.

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>